Загрузка...
Опубликовано: 25.01.2017
На фотографиях из Северной Кореи часто встречаются многочисленные такси Volvo темно-зеленого цвета. Как оказалось, шведский автопроизводитель поставил партию из тысячи седанов модели Volvo 144GL в 1974 году, но денег за технику до настоящего времени так и не получил. А машины с тех пор продолжают успешно работать.
Этот невероятный эксперимент над машинами Volvo показал высочайшее качество шведской продукции в условиях сурового климата, плохих дорог и напряженной эксплуатации (большинство ворованных Volvo используются как такси). И все это без какого-то бы ни было фирменного сервиса, и даже без нормального обеспечения запчастями.
Сейчас уже трудно выяснить, рассчитывали ли корейцы вообще расплачиваться за поставленные машины. Но накопившийся долг шведскому концерну сегодня составляет более 300 миллионов евро. Конечно, это учетом многолетних штрафных процентов.
Как пишет Newsweek, в 1974 году состоялась передача партии из тысячи седанов Volvo 144GL корейской стороне, за которые покупатель не рассчитался до сих пор. Автомобили ездят по северокорейским улицам, что можно видеть на свежих фотографиях туристов, которым посчастливилось побывать в этой стране. «Это может быть неожиданным свидетельством прочности шведской техники», - отмечает издание.
Шансы вернуть деньги компанией Volvo расцениваются как нулевые. Поэтому единственный способ получить хоть какие-нибудь дивиденды – использовать фотографии из Кореи для рекламы: «Вот уже 40 лет автомобили Volvo ездят по дорогам без фирменного сервиса и запчастей».
Ретроспектива
В 70-е в Европе были сильны позиции левых, которые решили организовать инвестиции в «страну Утопии». Поэтому, в начале 70-х годов, Стокгольм и Пхеньян начали налаживать экономические связи. Одной из таких экономических сделок как раз и была поставка Volvo, которую организовывали шведские дипломаты в Корее. Volvo была одной из первых европейских компаний, которые появились на северокорейском рынке: за счет этого ей удалось оперативно получить заказ на тысячу машин. Более того, следуя в фарватере налаживания бизнеса на корейском полуострове Швеция стала первой (!) западной страной признавшей корейское социалистическое государство и установившая с ним дипломатические отношения. В 1975 году в Пхеньяне было официально открыто шведское посольство.
Однако позже стало понятно, что платить заказчик не будет. Сначала Северная Корея попросила о моратории на выплату долга. В 1976 году шведская газета Dagens Nyheter писала о том, что Северная Корея планировала погасить свои внешние долги поставками меди и цинка, однако цены на это сырье резко упали, так что расчеты корейских экономистов оказались «слишком оптимистичными». А затем случился дипломатический скандал. Северокорейские дипломаты оказались вовлечены в контрабандные операции со шведской стороной, посольские работники были замешаны в торговле наркотиками. Группа занимающаяся контрабандой была разоблачена и Швеция потребовала наказания для всех вовлеченных в эти операции, на что Корея ответила отказом ссылаясь на дипломатический иммунитет. Как выяснилось чуть позже, контрабанда осуществлялась по прямому указанию северокорейского руководства, тем не менее, Северная Корея использовала этот инцидент как повод для отказа от платежа.
Таким образом, спустя 40 лет долг за автомобили, с учетом процентов и инфляции, превысил 300 миллионов евро. Newsweek отмечает, что если сейчас корейцы соберут всю тысячу автомобилей и продадут их по балансовой стоимости около 2000 евро, они покроют всего 0,6 процента задолженности.
«Я думаю, что никогда не был в такой старой машине даже у себя дома в Швеции. Такси было в очень хорошем состоянии, даже близко к отличному состоянию, как мне показалось» - сказал Tor Rauden, шведский фотограф и предприниматель совершивший поездку в Северную Корею.
Панели в салоне, бампер и хром на машине далеки от заводского состояния, но ветераны 144GL все еще в строю. По отзывам туристов, передвигавшихся в такси Volvo, на многих машинах шины почти полностью стерты, чехлы для некогда роскошных кожаных сидений сделаны из чего придется. Никто не знает, сколько из 1000 машин дожило до сегодняшнего дня, но пожелаем им еще долгих лет службы. Это настоящие живые раритеты.
До сегодняшнего дня эта история темное пятно на отношениях обеих сторон. Корейцы предпочитают рассматривать этот контракт как спонсорскую помощь Швеции с целью наладить добрые отношения с Кореей, и как упоминал шведский посол Erik Cornell, который и открывал посольство Швеции в Пхеньяне, шведы и корейцы просто разговаривают на разных бизнес-языках, что не позволяет им придти к решению данной проблемы.
Наша справка
Volvo 140 – линейка автомобилей, выпускавшаяся шведской компанией Volvo с 1966 по 1974 годы. Серия включала в себя двухдверный седан Volvo 142, четырехдверный седан Volvo 144 и пятидверный универсал Volvo 145. Производство автомобилей Volvo 144 началось в конце лета 1966 года на заводе Торсландавекен в Швеции. 144-я серия, следовавшая за Volvo Amazon (сменила его на четвертом годе выпуска), впервые среди автомобилей Volvo получила трехзначный код, указывающий на серию, количество цилиндров в двигателе и количество дверей. Таким образом, «144» – это автомобиль 1-й серии, с 4-цилиндровым двигателем, 4-дверный кузов седан. В 144 был также первым автомобилем Volvo, получившим более прямой и свободный стиль кузова. Эта форма кузова автомобиля жила до 1990-х годов в 200 серии. Технически, автомобиль использовал многие из компонентов трансмиссии от Amazon, но было сделано и множество доработок, в том числе дисковые тормоза на всех четырех колесах. В 1966 году он был назван автомобилем года по версии шведского журнала Teknikens Värld.